Что делать компании в кризис, чтобы выжить. - Консалтинговая компания «Продвижение»

Работаем по всей России и СНГ

+7 987 160 19 45
+7 846 205 16 25

Что делать компании в кризис, чтобы выжить.


Константин Журавлёв
Руководитель консалтингового агентства «Продвижение»

Только правильные действия, с правильными людьми, помогут пройти все сложности и неприятности c наименьшими потерями.

Мы разработали несколько универсальных рекомендаций для большинства ключевых направлений деятельности малого и среднего бизнеса:
1. Стратегия. Обсудить и выработать НОВУЮ корпоративную стратегию развития бизнеса организации — первый и обязательный шаг. Какая она будет? Стратегия роста, выжидания, сокращения или сочетания вышеперечисленных стратегий, покажет только Ваша стратегическая сессия. Помните, про различные типы стратегий и выбирайте правильную. В повестку стратегических сессий стоит обязательно включить оценку изменения внешней среды и оценку возможных политических влияний на Ваш бизнес (PEST анализ).
Если в компании не внедрены необходимые инструменты стратегического управления, нужно пригласить стратегического модератора или в самом крайнем случае попытаться разработать стратегию силами внутренних TOP менеджеров.
Правило простое — лучше иметь даже плохую стратегию, чем не иметь вообще никакой.
И наоборот отсутствие полноценной стратегии утянет компанию на дно или разорит ее. При отсутствии стратегии, такие риски, особенно в кризис, повышаются многократно.
Если Вы проводите стратегическую сессию, то попытайтесь спрогнозировать на ней, есть ли возможность резкого рывка для увеличения своей доли рынка и опережения конкурентов, пока те в растерянности и не предпринимают никаких действий.
Как бы парадоксально это не звучало — кризис всегда время возможностей, в том числе и для роста бизнеса и это время нужно использовать максимально продуктивно.

2. Бизнес-процессы. В первую очередь стоит посмотреть внимательнее как работают основные бизнес-процессы, напрямую влияющие на показатели валовой доходности и маржинальности. Если в результате аудита станет понятно, что неэффективно, придется их оптимизировать.
А вот глубокой настройкой и тем более автоматизацией всех остальных бизнес-процессов компании, нужно начать заниматься после стабилизации экономики.
Но если в компании все же есть ресурсы и возможности для проведения таких работ и тем более будет принята стратегия наступления, роста и развития, то самое время этим заняться.

3. Временно свернуть или вообще заморозить до лучших времен инвестиционные проекты, не связанные с улучшением качества Ваших продуктов или услуг, которые напрямую относятся к ключевой компетенции бизнеса.

4. Крайне внимательно относиться к издержкам. Если раньше Вы их не считали или считали неправильно — попытаться быстро исправить ситуацию. Главное, начать делать это не «на коленке», а в корректно сформированных, специализированных отчётах.
Также нужно настроить оценку и грамотное планирование всех издержек бизнеса.
Сейчас Вам просто необходимо начать более тщательное планирование всей операционной деятельности.

5. Сырье и цепочки поставок. Если компания производственная, связана с закупками сырья, завязана на импортные поставки и тем более имеет длинные циклы цепочек поставок, оценить и в дальнейшем спланировать новую модель всей цепочки. В этой работе предстоит решить две глобальные задачи.
Первую — оптимизировать затратную часть на сырье до минимума, пусть даже в ущерб качеству конечного продукта. Важно понимать, если потребитель лоялен к Вашей торговой марке, то он скорее поймет временное ухудшение качества и наоборот, вряд ли его устроит вариант исчезновения товара в относительно легком доступе в каналах продаж.
Вторую, предпринять попытки максимального снижения себестоимости продукта, ведь никому не известно, как долго продлится спад экономики, из каких стран придется доставлять сырье и какой на него будет уровень цен, поэтому за счет снижения издержек и низкой себестоимости, попытаться запасти некий «финансовый жирок».

6. Не предпринимать скоропалительных решений об увольнении персонала, без особой нужды для этого.
Правило одно — распустить команду относительно легко, всегда в разы тяжелее собрать новую команду и людей с теми же навыками и компетенциями после окончания кризиса.
Люди, которые пройдут кризис вместе с Вами станут еще ценнее, а Вы станете ценнее для них.

7. При наступлении сложных времён разговаривать с сотрудниками, делиться новостями, своим видением перемен и дальнейшего развития компании.
Люди ни в коем случае не должны остаться в так называемом информационном вакууме. Это не только снизит их эффективность и лояльность, крайне необходимые Вашей компании в непростое время, но даже может полностью парализовать их деятельность.

8. Чаще и эффективнее чем раньше, использовать базовые инструменты корпоративного управления: собрания, мозговые штурмы, митинги, фасилитации. Проводить встречи с сотрудниками просто для обсуждения внутрикорпоративной ситуации, имеющихся проблем и происходящих изменений.

9. Маркетинговая стратегия и стратегия продвижения товаров/услуг. А вот с этой темой мы порекомендовали бы повременить. Дело в том, что в такие времена очень сильно меняются рынки, потребительcкие предпочтения и поведение, но предугадать такие изменения просто невозможно. Поэтому силы и время, потраченные на разработку функциональной маркетинговой стратегии, скорее всего будут потрачены впустую.
Если у Вас ограниченные бюджеты на маркетинг и продвижение, то стоит перейти к бесплатным, условно бесплатным или низкобюджетным маркетинговым инструментам. Основная цель в соответствии с п.4 минимизировать расходы на стратегический маркетинг, брендинг, PR кампании, тестирование новых гипотез, но при этом наоборот, направив бюджеты на рекламу, маркетинговую аналитику и работу с данными, оптимизацию ассортиментного портфеля, лидогенерацию.

10. Отдельно, стоит заметить, что в кризис крайне важно своевременно информировать своих поставщиков, партнеров и потребителей о своей коммерческой, ценовой и маркетинговой политике или обо всех изменениях в них.
Обновите эти документы или разработайте, если у Вас их нет. В ряде случаев, эта работа даст даже заметные конкурентные преимущества.
Помните, работать в первую очередь будут с теми, у кого все просто, ясно и прозрачно.

Подытожив вышесказанное, стоит заметить, что практически всем компаниям нужно будет выживать, выживать достаточно долгое время, так как очередной кризис скорее всего будет затяжным и долгим, как бы печально это не звучало. Никто, в здравом уме, не возьмется сейчас прогнозировать сроки и последствия кризисной волны. Существует огромное количество неизвестных для подобного анализа и построения прогноза, и оно настолько огромно, что всякая аналитика скорее всего окажется просто бессильной и бессмысленной.

Это рекомендации общего характера, но для каждого конкретного бизнеса мы сможем разработать и дать персональные рекомендации только после разбора ситуации и погружения в детали.
Приглашайте нас, готовы оказать Вам помощь и поддержку в эти сложные времена.

Искренне будем рады, если наши советы окажутся полезными, помогут сохранить Ваш бизнес и помогут выйти из кризиса с минимальными потерями.

03.03.22 г.

Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях

Поделиться в facebook
Поделиться в Facebook
Поделиться в vk
Поделиться в VK
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в ОК
Поделиться в twitter
Поделиться в Twitter

Оставтье свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

немного терпения, идет загрузка…

Scroll to Top

Отправьте заявку

и мы перезвоним
в ближайшее время